Записки банкротного адвоката: нужно ли юристу знание теории?
Банкротство такая сфера, что в нем пересекаются практически все отрасли права. Если же говорить о банкротстве граждан, то здесь соприкасание с семейным правом в части вопросов радела общего имущества супругов появляются в большинстве процедур.
В банкротстве лиц, которые состояли или состоят в браке, приходится сталкиваться с признанием недействительными соглашений об уплате алиментов, соглашений о разделе имущества, брачных договоров, признанием имущества личной собственностью одного из супругов и многим другим.
Можно ли качественно работать (судьям, юристам, адвокатам, арбитражным управляющим) без знания теории?
Однажды в сети я увидел приглашение на некую конференцию адвокатов, в котором говорилось, что у нас 100% практики и никакой теории.
А вот я приведу пример из своей адвокатской практики, когда именно ошибка в теории привела к принятию Тринадцатым арбитражным апелляционным судом незаконного постановления, которое было отменено по подготовленной мной кассационной жалобе Арбитражным судом Северо-Западного округа.
✅Краткая фабула
Типичная ситуация.
Банкротство одного из бывших супругов. Назовем супруга-банкрота Ивановым, а его супругу Ивановой.
В период брака на имя Ивановой был приобретен автомобиль.
Иванова полагала, что автомобиль не являлся совместной собственностью супругов, так как был куплен на подаренные родителями денежные средства, да еще и в период раздельного проживания с Ивановым.
Иванова продала автомобиль в период процедуры банкротства бывшего супруга.
Финансовый управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании сделки.
Иванова обратилась в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о признании того, что автомобиль приобретался в ее личную собственность.
В арбитражный суд было подано ходатайство о приостановлении производства по обособленному спору о признании недействительным договора купли-продажи автомобиля до вступления в законную силу решения суда общей юрисдикции по иску о признании права личной собственности на момент приобретения. Суд первой инстанции приостановил производство.

Финансовый управляющий обжаловал определение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции отменил определение.
Как же он обосновал отмену судебного акта?
В апелляционном постановлении говорилось следующее:
Апелляционный суд, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив обоснованность доводов Ивановой, приведённых в обоснование ходатайства о приостановлении производства по обособленному спору, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, не находит оснований для удовлетворения заявленного ходатайства и считает, что в рассматриваемом случае в поведении Ивановой имеются признаки злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
О как! Аж злоупотребление правом! Ни много, ни мало!
Далее апелляция сказала:
Как указано ранее, в данном случае исковое заявление Ивановой о признании за ней права личной собственности на спорный автомобиль принято к производству суда определением от 10.10.2023.
В то же время автомобиль на момент обращения с указанным исковым заявлением более, чем год назад выбыл из владения Ивановой по договору купли-продажи (12.05.2022) оспариваемому управляющим.
При этом на момент заключения спорного договора раздел имущества супругов и определение его долей произведёны не были. В этой связи судебный акт, принятый в ходе рассмотрения гражданского дела Н-ским районным судом г. Санкт-Петербурга не влияет на рассмотрение настоящего заявления об оспаривании сделки, совершённой бывшей супругой должника после возбуждения дела о банкротстве в отношении последнего, на момент её совершения в отношении имущества супругов действовал режим совместной собственности.
И вот здесь мы приходим как раз к вопросу теории.
✅В чем разница исков о разделе общего имущества супругов и признании права личной собственности?
Здесь сначала поясню, что мы подали не иск о признании права личной собственности на автомобиль, так как он уже был продан. Долго ломая голову, как сформулировать требование, когда имущество уже отчуждено, я в просительной части указал, что прошу признать приобретение Ивановой права личной собственности на автомобиль ...... на основании договора купли-продажи от .....
Иначе говоря, по существу требование было сформулировано практически как установление факта приобретения в личную собственность в прошлом.
Итак, в чем же ошибка апелляционного суда?
✍ Вывод апелляционного суда был бы верен, если бы речь шла о разделе имущества супругов. В случае, если имущество было общим, то иск о его разделе будет преобразовательным: до решения будет совместная собственность, а на основании решения произойдет трансформация или преобразование правоотношения и из совместной собственности конкретные вещи перейдут в собственность каждого из супругов.
Совсем иная ситуация, когда речь идет о применении п.1 ст. 36 СК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.1998 N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», не является общим совместным имущество, приобретенное хотя и во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, а также вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.
Если суд устанавливает данные обстоятельства приобретения, то вещь считается изначально собственностью того из супругов, который приобрел ее на личные средства и никакой совместной собственности здесь не преобразуется в личную.
В силу изложенного иск, с которым Иванова обратилась в суд общей юрисдикции относится к искам о признании или деклараторным. Решение по такому иску не изменяет правоотношения, а лишь декларирует или подтверждает то, что с момента, когда она приобрела автомобиль, он являлся ее собственностью.
☝ Теория делит иски на следующие:
❏ о признании или деклараторные, которые лишь подтверждают наличие правоотношения либо его отсутствие (негационный иск);
❏ преобразовательные. которые преобразуют правоотношение (расторжение брака; расторжение договора; раздел имущества, когда совместная собственность преобразуется в личную собственность каждого из супругов и т.д.)
❏ о присуждении, когда кого-либо обязывают либо что-то сделать, либо взыскивают деньги.
Естественно, что ряд исков может содержать разные элементы. Например, иск о разделе общего имущества супругов состоит из элемента признания (сначала суд признает что такое-то имущество является совместной собственностью), преобразования (суд определяет как совместная собственность преобразуется в личную, а возможно и в присуждении, например компенсации, выравнивающей неравноценность переданного супругам имущества.
Понимание такого различия исков имеет значение в ряде вопросов, как например. начало течения срока исковой давности. Так, срок исковой давности по разделу имущества супругов начинает течь, когда второй супруг оспаривает право на преобразование совместной собственности в собственность каждого из супругов. Поэтому он течет не с момента расторжения брака. Он может начать течь спустя годы после расторжения брака.
В нашем случае апелляционный суд не смог уловить этой тонкой разницы. И если бы речь шла именно об иске о разделе общего имущества супругов, то он был бы на 100% прав, так как автомобиль не мог быть разделен между супругами после его продажи, а вот признание того, что он был приобретен в личную собственность имело бы значение для рассмотрения обособленного спора, так как если бы суд общей юрисдикции удовлетворил иск о признании, то сделка с личной собственностью супруга не могла бы быть признана недействительной.
Поэтому вряд ли будет 100% практики без понимания теории. В данном случае имела значение теория иска.
Уважаемые коллеги и читатели, если Вам интересны вопросы субсидиарной ответственности, оспаривания сделок, взыскания убытков и много другого, связанного с банкротством, то приглашаю подписаться на мои группы в Телеграмм и Вконтакте .
Уважаемый Станислав Всеволодович, ну что тут скажешь, кроме Суворвского:
«Теория без практики мертва, практика без теории — слепа»Вы совершенно правильно «поправили» апелляцию (Y)
Уважаемый Иван Николаевич, на самом деле я написал далеко не все. Тут и первая инстанция сначала приняла судебный акт, который совершенно неправильный, и он не обжаловался. Именно суд первой инстанции фактически послал Иванову в суд общей юрисдикции, хотя должен был бы сам разрешить спор об исключении автомобиля из конкурсной массы.
Все споры о признании имущества личной собственностью супруга разрешаются в банкротной процедуре в рамках обособленного спора об исключении имущества из конкурсной массы.
Но у нас же граждане не любят консультироваться. Сначала наломают дров, а потом обращаются к юристу или адвокату. И примеров тому достаточно много. Часто именно из-за пренебрежения консультациями, прежде чем что-то сделать, они проигрывают споры. Не желая тратить не очень большие средства на изначальной стадии, они теряют затем на порядки больше. Но, как я понимаю, это не исправить.
Но у нас же граждане не любят консультироваться. Сначала наломают дров, а потом обращаются к юристу или адвокату.Уважаемый Станислав Всеволодович, да, это просто повсеместная привычка наших сограждан, и я регулярно сталкиваюсь с такими ситуациями, когда обращение к адвокату начинается со слов:
«Нам апелляция (а то и кассация) уже отказала, нужно срочно написать в кассацию, ВС РФ, ЕСПЧ, ООН, или ещё кому-нибудь» Как правило, в таких делах «вся поляна уже затоптана», и шансы помочь обращающемуся стремятся к нулю, но ведь мысль об обращении к профессионалу у таких людей если и возникает, то не раньше, чем они сами попробуют все найденные в интернете «рецепты», а так же отдадут все деньги мошенникам, «гарантирующим» нужный результат, и переубедить их в этом практически невозможно... (smoke)
Но у нас же граждане не любят консультироваться. Сначала наломают дров, а потом обращаются к юристу или адвокату. И примеров тому достаточно много. Часто именно из-за пренебрежения консультациями, прежде чем что-то сделать, они проигрывают споры. Не желая тратить не очень большие средства на изначальной стадии, они теряют затем на порядки больше. Но, как я понимаю, это не исправить.
Уважаемый Станислав Всеволодович, и соглашусь, и не соглашусь. Это как помыть монголку. Был такой случай, солдаты из нашего контингента в монголии решили по взаимному согласию вступить в близкую связь с местной представительницей славного племени Чингизхана. По монгольским кочевым правилам это пустяк, даже напротив, это желательное дело и дама была не против. Только она не мылась, от слова «совсем», просто мазалась бараньим жиром и все дела. Солдаты её помыли перед взаимным процессом. В результате ребят осуди, но не за половую связь. Суть претензии была в причинении вреда здоровью, с дамы просто кожа начала слезать и было очень больно...
Однако, монголы всё больше и больше приобщаются к гигиене и моются. У нас же и в школе преподают личную, так сказать, телесную гигиену. Мыться учат всех с детства.
Так и тут. Нужно с измальства приучать к гигиене социальной. И в том числе приучать заранее обращаться к адвокату.
Сейчас полно всяких курсов в интернете в целях воспитания детей, есть замечательный проект "Киноуроки в школах России и мира", там, правда, этические проблемы, но ничто не мешает сделать подобное и для юридического воспитания.
Давайте «помоем монголку» вместе? :)(handshake);)
Уважаемый Владислав Александрович, думаю, что у нас не зря есть пословица «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Это психотип и просто неким воспитанием это не устраняется. Никто не говорит, что это не будет меняться, но для этого нужен большой промежуток времени.
Уважаемый Станислав Всеволодович, в нашем деле в любом вопросе надо постоянно узнавать что-то новое из теории, чтобы применять на практике.
Хотя теория и практика друг от друга несколько стоят особняком.
Уважаемый Олег Юрьевич, но все заключается в том, что понимать под теорией. Например теория конкурсного и внеконкурсного оспаривания воплощена в судебной практике. Теория снятия корпоративной вуали воплощена в субсидиарной ответственности. И многое другое. Почему возникают некие правовые нормы? Это воплощение некоей теории. Поэтому теория и практика не столь далеки. По крайней мере в сфере банкротства трудно работать не зная, почему существует субординация требований, каковы основы снятия ограниченной ответственности и так далее. А все это воплощение неких теорий, без наличия знаний которых профессионально работать в банкротстве точно невозможно. Это сразу видно в обособленных спорах, когда видно явное непонимание именно теоретической базы у арбитражных управляющих и иных участников.
Уважаемый Станислав Всеволодович, процедура банкротства является очень сложной и требующая от юриста не только практических знаний, но и теоретических, безусловно. В целом, как мне кажется, что хоть эта процедура и часто используется, но она до конца не изучена и многие не понимают принцип работы с ней…
Уважаемая Елена Анатольевна, это точно. По судебным заседаниям это четко видно. Самое интересное в том, что довольно части ее слабо понимают как раз арбитражные управляющие, которые, как предполагается, должны быть просто зубрами в данной тематике!
Уважаемый Станислав Всеволодович, без матчасти и общих понятий специфики рассм аьтриваемых отношений в банкротстве никуда(handshake)
Уважаемый Роман Николаевич, (handshake)